Технология педагогических мастерских - Инновационный центр ГУО "Гимназия № 22 г. Минска"

Технология педагогических мастерских

Технология педагогических мастерских.
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века
психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов
прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают
изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais
d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) –
основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом
сообществе.
Принципы построения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в
традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям
дидактики. Скорее можно говорить о совершенствовании и приведении традиционных
постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. Человек XXI века не только
человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый
к самосовершенствованию. Поэтому и процесс образования должен строиться по-другому.
Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в
себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия
детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания
к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы «Я ищу – значит, я
обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» –
определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.
Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно,
способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Постулаты «все
способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения
партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но
и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» – с одной стороны создают условия
для наиболее полного самовыражения школьника, с другой – требуют от педагога особого
внимания к состоянию эмоциональной сферы ребенка, ведь основная задача мастера –
подарить ученику радость открытия.
Данная технология позволяет осуществить саморазвитие ребѐнка, способствует активному
восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и
постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению
грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и
«восхождение» к себе.
Почему данная технология получила название «Мастерская»?
Своѐ название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаѐт
быть учитель – он становится Мастером. Мастер создаѐт условия, придумывает
различные ситуации и задачи без вопросов.
Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника,
помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении
способов.
Французские учѐные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребѐнку понимать.
Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать
мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребѐнка на изучение и
познание 2

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих
учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик
может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через
личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит
ребѐнку проявить себя через творчество.
Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».
Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской
«выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются
«прожитыми», своими.
Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе
ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно
определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе
малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый,
творческий характер деятельности учеников.
Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого
партнѐра, развития толерантности и взаимопомощи.
Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели
урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект,
способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки
проекта.
Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм
выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в
работе.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределѐнности в понимание.

Ведущими идеями ЖФЭН являются:

1. «Вызов современной педагогике».
2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
3. «Все способны».
4. Интенсивные методы обучения и развития
5. Новый тип педагога.

Основная идея ЖФЭН – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в
развитии, но только за разный промежуток времени.
Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача
мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя
свободным в выборе, свободным от определѐнных рамок и требований.
Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя
способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют,
придумывают, мастерят. 3

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через
эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается
лучше.

Основные этапы мастерской:

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального
настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе
предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения
к предмету обсуждения.
Индуктор – всѐ то, что побуждает ребѐнка к действию. В качестве индуктора может
выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всѐ то, что способно вызвать
поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися
средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это
формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется
работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими
источниками, то есть создаѐтся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание
микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы еѐ решения, создаются творческие работы:
рисунки, рассказы, загадки, Идѐт работа по выполнению заданий, которые даѐт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с
деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и
окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
Даѐтся одно задание на весь класс, идѐт работа в группах, ответы сообщаются всему
классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести
урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности
мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи,
защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое
выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к
новому углублению в проблему.
Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ
учеником осуществлѐнной им деятельности, это обобщение чувств, возникших в
мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Принципы и правила ведения мастерской:

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
2. Право каждого участника на ошибку.
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника 4

мастерской.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней
свободы:
• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
• право не участвовать на этапе предъявления результата.
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий
процесс.
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
• диалоги участников мастерской
• диалоги отдельных групп
• диалог с самим собой
• диалог с научным или художественным авторитетом.
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит
мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-
руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и
ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к
реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что
каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к
опыту национальной и общечеловеческой культуры.
Целевые ориентации
• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им
личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своѐ место в мире, понимать других
людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего»,
которые затронут их самих.
• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек
самоценен).
• Научить детей мыслить раскованно, творчески.

Правила и методические приёмы:

1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.
2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию
подобранные сведения или проблемы.
4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы
5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии
между группами.


Концептуальные соображения:
• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребѐнку, но не навязываться.
• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путѐм.
• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии
контрастов и противоречий. 5

• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса
познания; точные знания следуют за ошибками.
• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.
• Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.
• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
• Мастер — садовник, выращивающий растение — ребѐнка, создающий условия для
реализации заложенных в нѐм природных задатков.

Специфические термины:
Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даѐт возможность всем
желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена
мастерская.
Алгоритм — это формализация технологического процесса в виде последовательности
некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной
области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей
способами деятельности учащихся. В технологии мастерских разработаны алгоритмы для
типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы,
выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества,
способы обучения, способы саморегуляции.

5. Основная литература

1. Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых /
Под ред. О.В.Агаповой, С.Г. Вершловского. – СПб.: Тускарора, 2003. 78 с.
2.Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //
Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29—36.
3. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы
терминологии // Педагогик. — 1993. — № 5. — С. 12—15.
4. Бочкарева А.Г. Формирование компетентностных умений и навыков.УГПИ, 2006.
5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Вступительная статья Ш.
6. Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина
И.А. СПб, ТВПинк, 1995 /
7. Окунев А.А. «Урок? Мастерская? или …» Санкт –Петербург, 2001.
8. Попов А. Технология и творчество // Нар. образование. — 1995. — № 6. — С. 82—86.
9. Смирнов С. Опыт возрождения классической гимназии: уроки и перспективы // Нар.
образование — 1992. — № 1—2. С. 19—24.
10. Степашко Л.А.Продуктивное образование: от идеи к реализации. ДВГУ,2006.